Как выбрать диски для автомобиля: советы эксперта

Существует ряд параметров, которые следует учитывать автовладельцам при покупке или замене дисков. В этом обзоре вы получите полезные рекомендации по правильному подбору автомобильных дисков.

Виды дисков

Технические факторы

На что вы обращаете внимание в первую очередь при выборе дисков? Скорее всего, привлекательность и дизайн. Но комфортное и безопасное управление автомобилем зависит именно от технических характеристик дисков.

1. Количество крепежных отверстий (PCD)

Параметр, которому уделяет особое внимание автопроизводитель — не игнорируйте рекомендации по эксплуатации. Диск крепится к колесу с помощью отверстий в центре. Обычно существует от 3 до 6 крепежных отверстий. Количество отверстий зависит от веса и максимальной скорости автомобиля.

Примечание: по-простому количество отверстий и диаметр расположения отверстий называется “разболтовкой”. Несоответствие этих показателей даже в несколько миллиметров приводит к повышению вибрации при езде, и возможному срезанию (откручиванию) крепежных болтов в будущем. Для коррекции несоответствия PCD диска и ступицы используют болты полуконической формы, но постоянная езда с такими болтами исключена.

2. Диаметр дисков

Параметр, которому уделяет особое внимание автопроизводитель — не игнорируйте рекомендации по эксплуатации. Монтажный (посадочный) диаметр можно найти на маркировке диска (от 10 до 19 дюймов, 25-48 см). Диск и шина должны совпадать по радиусу. Уменьшение посадочного диаметра снижает скорость автомобиля, а также ухудшает качество вождения. Диски слишком большого диаметра увеличивают расход топлива, способствуют погрешностям спидометра и быстрому износу подшипников. 

3. Диаметр центрального отверстия (DIA)

Диаметр ступицы измеряется со стороны привалочной плоскости (плоскость, которой прижимается диск к ступице). Показатель должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице машины, если он больше, используются специальные переходные кольца, которые фиксируют диск.

4. Вылет диска (ET)

Показатель вылета сильно влияет на управляемость автомобиля и его поведение на дороге. Чем меньше данный показатель, тем шире колея автомобиля (колесо выходит за пределы колесной арки). Широко расставленные колеса увеличивают нагрузку на подшипники и рулевое управление автомобилем. При уменьшенном вылете колесо располагается глубже колесной арки, и может задеть детали кузова. Не стоит отклоняться от показателей оптимального вылета более чем на 3-5 мм (в обе стороны).

5. Ширина диска

Ширина диска измеряется в дюймах, допустимо отклонение от штатного значения в 0,5 мм. Данный параметр важен при выборе колесных шин: шины рассчитаны на диски определенной ширины.

6. Форма крепежных отверстий

От формы крепежных отверстий зависит выбор болтов и гаек. Существуют болты конической и полусферической формы (для легкосплавных дисков) и слабовыраженной конической формы (для штампованных дисков). Гайка крепления может быть либо открытой, либо закрытой, это дело вкуса.

7. Хампы

Выступы, которые удерживают бескамерную шину на диске называются хампами. Этот показатель не такой важный, так как практически все современные диски рассчитаны на установку бескамерных шин. Обратите внимание, что зачастую ретро-диски можно устанавливать только на камерные шины.

Виды дисков

Существует три категории дисков: литые (легкосплавные), штампованные и кованные.
Как выбрать диски

 — Литые диски (легкосплавные).

Из плюсов: технологичные и современные, достаточно легкие. Экономят топливный расход, охлаждают тормозную систему. Из минусов: низкая ремонтопригодность, хрупкость (при ударе колеса такие диски трескаются), нет заводских гарантий. Дороже штампованных дисков на 7-25%. Литые диски трудно заменить: они редко продаются поштучно. Если одно колесо выйдет из строя, возможно, придется покупать целый комплект новых дисков. 

 — Штампованные диски

Из плюсов: популярные, простые и дешевые. На автомобили базовой комплектации производителем ставятся именно штампованные диски. При ударах забирают часть нагрузки на себя. Диски производят из стали, поэтому “прокат” железа после ударов позволяет вернуть первоначальную форму. Из минусов: вес, который увеличивает нагрузку на автомобиль и повышает топливный расход на 10-15%. При штамповке таких дисков зачастую возникают геометрические погрешности, которые затрудняют процесс балансировки.

 — Кованые диски

Из плюсов: легче литых дисков на 15-30%, износостойкость, устойчивость к деформации, коррозии. Такие диски не нужно покрывать краской. Они изготовлены методом горячей штамповки и “закалены” от ударов и трещин. Из минусов: ударная волна приходится на подвеску автомобиля, потому что не может повредить диск, высокая цена

Маркировка дисков

На диски наносится буквенно-цифирный код, который расшифровывается следующим образом. Например, на диске есть такая надпись:

6.5JX16 4×100 ET45 54.1

6.5J — ширина диска в дюймах;
16 — диаметр диска в дюймах;
4х100 — 4 болта крепления, расстояние между осями креплений 100 мм;
ET45 — величина вылета;
54.1 — диаметр посадочного отверстия диска в мм.

Дополнительно на диске указывается сертификат качества, стандарт качества, код производителя, страна и наименование модели.